Древняя китайская философия, на которой базируется акупунктурная терапия (как, впрочем, и многие другие области медицины), — это уникальная система взглядов на отношения человека с окружающей Вселенной. Китайцы рассматривают человека как микрокосм, находящийся во вселенском макрокосме. Те же законы, которым подчиняется внутренняя деятельность организма человека, определяют и движение вселенских энергетических потоков. Одним из фундаментальных понятий китайской теории энергетического потока является ци — тонкоэнергетическая субстанция, которая пронизывает Вселенную и поступает в тело из окружающей среды. Китайцы предполагают, что ци не только подпитывает тонкой энергией все внутренние органы, но и участвует в формировании клеточной структуры организма. В древних индийских текстах эта энергетическая субстанция называется прана. Одним из ее источников является солнечное излучение (в невоспринимаемой человеком части спектра). На протяжении всей жизни мы постоянно подвергаемся невидимому облучению, создаваемому разнообразным вибрационным окружением, начиная с обычных радио- и телевизионных частот и кончая тонкоэнергетическими излучениями Солнца. Многие древние культуры поклонялись Солнцу и его целительным лучам, поэтому возникает вопрос: не обладали ли они знанием о тонкоэнергетическом влиянии ци и праны?

Согласно китайским представлениям, энергия ци абсорбируется человеческим телом через входы, расположенные на коже. Это и есть точки акупунктуры, являющиеся окончаниями находящейся глубоко под наружным покровом системы меридианов. Снабжение органов человеческого тела энергией ци происходит посредством двенадцати пар меридианов. Каждая пара ассоциирована с определенной системой органов. Другое основополагающее учение китайской философии — идея энергетической полярности, выраженная через понятия инь и ян, которая в определенном смысле является предшественницей современного принципа дополнительности. Двойственная корпускулярно-волновая природа вещества — своего рода загадка инь-ян современной физики.

Нэй цзин утверждает, что "вся Вселенная есть не что иное, как осцилляция сил инь и ян". Ян — мужское начало, активное и творческое, связанное с Солнцем, светом и созидающими основами жизни. Инь ~ женское начало, пассивное, деструктивное, связанное с Луной, темнотой и смертью. Дуалистический принцип инь-ян распространяется на все стороны жизненных циклов и космических процессов. Эти, на первый взгляд противостоящие друг другу начала отражают перетекание энергии между противоположными полюсами, что необходимо для достижения состояния устойчивого динамического равновесия в непрестанно меняющейся Вселенной. Чтобы было рождение, должна существовать и смерть, которая в свою очередь необходима, чтобы кто-то смог родиться вновь, как это наблюдается при реинкарнации, а также при эволюции звезд. Многочисленные комплементарные (но не тождественные друг другу) измерения, которые описываются через категории инь и ян, представляют собой отражение позитивных и негативных полярностей энергий сознания. Интересное воплощение этого принципа наблюдается в различных комплементарных аспектах сознания, выраженных через правое и левое полушария головного мозга. Левое полушарие — зона логического мышления, в нем сосредоточены аналитические, математические, линейные и вербальные возможности человека. Правое полушарие — эмоциональная зона коры головного мозга, связанная с художественными, эстетическими, пространственными и интуитивными способностями. Для получения целостного взгляда на мир человеку необходимы обе половины мозга.

Китайская философия рассматривает здоровый образ жизни как следствие равновесного баланса сил инь и ян. Поддержание идеального баланса — путь к совершенному здоровью ума, тела и духа, а дисбаланс этих полярных начал (или энергий) приводит к дисгармонии и болезни физического тела. Возможность энергетической дисфункции на физическом уровне заключена в

парности меридианов тела. К каждому органу энергетический поток поступает через две системы меридианов. Равномерный приток энергии ци через правый и левый меридианы тела отражает фундаментальную дихотомию инь-ян, то есть необходимость баланса полярностей энергий, поступающих в отдельные системы органов. Патологические изменения органов возникают вследствие дисбаланса в потоках энергий меридианов.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также

Апробация материалов диссертации и публикации
Материалы диссертации были доложены на 1-й Национальной конференции Российской Ассоциации аллергологов и Клинических иммунологов (01.1997), семинаре "Иммунопрофилактика заболеваний у детей&quo ...

Заключение.
При сравнении полученных данных, нам не удалось установить существенных различий в показателях клеточного иммунитета в зависимости от диагноза, полученного специфического противоопухолевого леч ...

Лечение и пересадка тканей
Вопрос о вознаграждении за донорство трансплантата неоднократно дискутировался в медицинской и юридической литературе, и мнение большинства склонялось к отказу от компенсации. Этот научный подход о ...